Главная / H2O(04/10) - Чистота

H2O(04/10) - Чистота

H2O(04/10) - Чистота

В Евангелии от Иоанна много написано о жизни Иисуса. Иоанн был одним из двенадцати учеников Христа и три года всюду следовал за Ним. В четвертой главе он описывает один день из жизни господа.

Иисус шел учить в другой город, и вот что Иоанн пишет об этом путешествии: «Надлежало же Ему проходить через Самарию». Евреи были невысокого мнения о Самарии и ходили туда только по необходимости. Евреи и самаритяне относились друг к другу с ненавистью и предвзятостью, поэтому зачастую евреи обходили эту землю стороной. Но Иоанн пишет, что Иисусу надлежало проходить через Самарию. Дело в том, что Иисус знал, что там живет одна женщина. Нам ее имя не сообщается, но Он ее имя знал. Он знал о ней все. Он знал, что она ищет того, кто заполнит пустоту в ее сердце, утолит ее жаждущую душу. Иисус пошел через Самарию, чтобы встретиться с этой женщиной. Он хотел, чтобы ее жизнь изменилась. Иисус пришел на землю в первую очередь для таких, как эта женщина.

В своей первой проповеди Иисус говорит, что пришел на землю, чтобы благовествовать нищим, проповедовать пленным освобождение, слепым – прозрение, отпустить измученных на свободу. Иисус пришел для мужчины, который находится в рабстве у независимости и не может из нее выбраться. Иисус пришел освободить этого пленного. Он пришел для женщины, у которой никого нет. У нее много денег, но она нищая духом, она жаждет любви. Иисус пришел дать ей любовь. Он пришел для человека, ослепленного стремлением к успеху и не способного нормально жить. Иисус пришел дать ему прозрение. Вот для чего пришел Иисус. Его намерения как тогда, так и сейчас, неизменны.

Придя в Самарию, Иисус подходит к колодцу. Полдень. Жара невыносимая. Иисус прошел длинный путь. Он устал и садится возле колодца отдохнуть. Глубина колодца – около тридцати метров, у Иисуса нечем зачерпнуть воды. Ученики ушли в близлежащую деревню пообедать. Иисус остался сам и ждет эту женщину. Он знал, что она придет. Обратите внимание на то, что Иоанн пишет об этой женщине: «Она подходит к колодцу. Колодец расположен за городом. Стоит жара. Полдень. Она идет сама». Дело в том, что в те времена в тех краях женщины ходили по воду только рано утром или вечером, когда было прохладно. Ни в коем случае не в самую жару. Кроме того, безопасности ради, они никогда не ходили сами. Только группами. Однако в Евангелии сказано, что она пришла к колодцу сама, да еще и днем. Почему? Об этом Библия умалчивает, но, читая далее, мы узнаем некоторые факты из жизни этой женщины и с их помощью догадаемся, почему она пришла сама. Причина первая: ввиду того, что у нее было отвратительное прошлое и плохая репутация, женщины из ее селения не хотели иметь с ней ничего общего, не хотели с ней видеться. Она была изгнанницей. Во-вторых, ей было стыдно за свое прошлое. Она не общалась с другими женщинами, потому что не хотела видеть на себе их презрительные взгляды и слышать их перешептывания: «Ты знаешь, что она сделала? Угадай, со сколькими мужчинами она была».

Когда она подошла к колодцу, Иисус ей говорит: «Дай мне пить». Не забывайте, что к женщинам относились как к людям второго сорта. Мужчина никогда бы не заговорил с незнакомой женщиной – это было ниже его достоинства. К тому же Иисус был иудеем, а мы уже говорили о том, какие отношения были между иудеями и самарянами. Поэтому, конечно, она удивилась Его просьбе. Заговорив с ней, Иисус тем самым сказал: «Ты ценна. Ты мне нужна. Ты достойна, чтобы с тобой разговаривали». Попросив у самарянки воды, Он тем самым сказал: «Ты для меня важнее любых человеческих предубеждений о национальности и поле». Приняв ее доброту и воду из ее рук, Он тем самым сказал: «Нет ничего плохого в том, чтобы быть уязвимым, просить помощи и принимать ее».

Когда Иисус попросил у нее воды, она спросила: «Как ты, будучи иудеем, просишь пить у меня, самарянки?». Иисус ей ответил: «Если бы ты знала, кто говорит тебе, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Мало того, что с ней заговорил мужчина, так он говорит еще о какой-то живой воде, хоть у него нет даже ведра – женщина, наверняка, сочла его сумасшедшим. Женщина сказала: «Тебе и почерпнуть нечем – откуда же у тебя вода живая?». Она подумала, что Он имеет в виду обычную воду и говорит о физической жажде. Она и представить не могла, что Он говорит о воде, которая утолит ее душевную жажду. Иисус говорит: «Если ты выпьешь воду из этого колодца, то опять захочешь пить. Если выпьешь воду, которую я тебе дам, то не будешь жаждать вовек». Все еще думая, что Он имеет в виду обычную воду, она отвечает: «Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать днем в жару. Было бы замечательно. Дай мне этой воды». Затем Иисус наклоняется к ней и говорит: «Пойди, позови мужа твоего. И приди сюда. А потом поговорим». Она отвечает: «У меня нет мужа». Иисус ласково ей говорит: «Правду ты сказала. У тебя было пять мужей. И тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». Пять мужей. А сейчас живет с шестым. Даже по теперешним меркам это слишком. Для того времени и нравов той страны это было неслыханной распущенностью. Неудивительно, что она была изгоем и к ней относились как к проститутке. Ее презирали даже те мужчины, которые ее использовали. Такое поведение было не только нравственно неприемлемым, а считалось омерзительным. Она приходила к колодцу набрать воды и утолить физическую жажду. Сомневаюсь, что она задумывалась о жажде духовной. Но все же, какая-то внутренняя потребность заставляла ее ходить от мужчины к мужчине. С каждым из них она надеялась, что именно этот мужчина ее удовлетворит. Именно этот мужчина будет ее любить и останется с ней навсегда. Но постоянными ее спутниками были пустота и горькое одиночество – неутолимая жажда.

То, что Иисус сказал этой женщине, относится и к нам: вы пытались утолить жажду испытанными методами, но они не помогли. Жажда возвращалась. Не успели вы получить продвижение по службе, как стремитесь к очередному. Не успели переехать в новый дом, как убедились, что и на нем сходит краска. Не успели напиться и забыть на время о проблемах, как трудностей стало еще больше. Колодец, к которому мы приходим вновь и вновь, высыхает. Как часто мы обращаемся к одним и тем же утешениям, но снова разочаровываемся.

Эта встреча произошла несколько тысяч лет назад. И теперь уже никто не черпает воду из колодца. Но если бы вам пришлось поговорить с Иисусом, Он сказал бы вам то же, что и этой женщине. Иисус хочет, чтобы вы вынесли из разговора с этой самарянкой, во-первых, то, что Он вас любит и принимает такими, какие вы есть. Говорят, что любит вас больше всего тот, кто лучше всех знает. Иисус сказал этой женщине: «Позови мужа». Она ответила: «У меня нет мужа». Она не знала, что Иисус все о ней знает, и попыталась не говорить о себе лишнего. Иногда мы тоже себя так ведем. Представьте, что на первом же свидании вы рассказываете своей девушке обо всех своих дурных привычках. Она открывает двери, и вы ей с порога: «Хочу тебе сказать, что я очень болтлив, засыпаю под музыку Vanilla Eyes, чавкаю, хрюкаю, когда смеюсь, у меня волосатая спина, дурной запах изо рта и я ковыряюсь в носу, когда никто не видит. Тебя это не пугает? Ну, вот и хорошо!». Мы никогда так не поступаем. Наоборот, мы пытаемся как можно дольше скрывать от человека все свои недостатки. Почему? Потому что нам кажется, что, если человек будет знать о нас все, мы ему разонравимся. Мы всячески пытаемся избежать честного разговора с Богом и прячемся от Него – так вели себя Адам с Евой в Эдемском саду. Ослушавшись Бога, они попытались от него спрятаться. С тех пор все мы так поступаем. Но это не выход. Иисус и так все о нас знает: все наши мысли и поступки. Зачем прятаться? В Библии сказано: «Очи мои на всех путях их. Они не скрыты от лица моего». Но удивительнее всего то, что, зная про нас все, Он не прекращает нас любить и общаться с нами.

Самарянка предполагает, что Иисус – пророк, и задает ему религиозный вопрос. Доверительный разговор она пытается направить в религиозное русло. Удобнее и безопаснее быть религиозным, чем познать Иисуса. Между иудеями и самарянами шел извечный спор о том, где должно быть место поклонения: на храмовой горе в Иерусалиме или на священной горе в Самарии. Женщина спрашивает у Иисуса: «На какой горе нужно поклоняться Богу?». Она не хочет говорить о себе и пытается переключить разговор на другую тему. Но Иисуса не интересовали горы и доктрина. Он хотел, чтобы она познала Его. У этой женщины было неправильное представление об Иисусе. Христос был иудеем, и она подумала, что Ему нет до ее личности никакого дела. Так часто думаем и мы. Зная, что Иисус – Божий Сын, мы не верим, что Он может о нас позаботиться и войти в нашу жизнь. Во-вторых, она, наверняка, сочла Его сумасшедшим. Его разговоры о живой воде, выпив которую она не будет жаждать вовек, показались ей красивой сказкой. А люди знают, что сказки – это вымысел. И третье: если Иисус – пророк, значит, Его больше интересует религия, чем я. Может, вы такого же мнения об Иисусе. Но знакомы ли вы с Ним?

Всю свою жизнь я считал, что у соуса гуакамоле отвратительный вкус. У меня на это были веские причины. Во-первых, у него омерзительный вид. Во-вторых, текстура у него пренеприятнейшая, а текстура так же важна, как и вкус. В-третьих, сестра сказала, что это редкостная гадость, а я привык ей доверять. Более того, я попробовал его в плохом мексиканском ресторане и убедился, что гуакамоле – это омерзительное пюре. С тех пор я зарекся - никогда его больше не есть. Однажды друг пригласил меня на обед в мексиканский ресторан. Он посоветовал мне заказать бурито. Я заказал. Это был самый вкусный бурито в моей жизни. Откусив кусочек, я надломил его и увидел, что внутри него соус гуакамоле. И тогда я понял, что обожаю гуакамоле. Теперь это мой любимый соус. Каких только доводов я ни приводил, все они были построены на внешнем виде, неудачном походе в ресторан и мнении других людей. Я считал, что я прав, но стоило мне попробовать гуакамоле самому, как мое мнение изменилось.

Может, ваше впечатление об Иисусе строится на походе в церковь. Для вас Иисус и церковь – это одно и то же, и вы их ненавидите. Может, ваше мнение об Иисусе строится на словах других людей, которые не верят, что Он Сын Божий, и смеются над Его последователями, считая их полоумными. А, может, вы считаете Иисуса хитрым продавцом, ведь прощение и жизнь вечно Он дает бесплатно – вы подозреваете в этом подвох. Это как у меня с гуакамоле. Я не знал, что это такое, пока не попробовал. В вашем случае, вы не узнаете, кого теряете, пока не познакомитесь с Богом лично. Всем нам Иисус дает выбор: принять Его или отвергнуть. Он не принуждает нас с Ним общаться. Раз уж вы решили отвергнуть Иисуса, так, может, лучше узнать, кого отвергаете.

Женщина-самарянка попыталась сменить тему, задав Ему сложный теологический вопрос. Иисус, конечно же, на него ответил. Увлекшись разговором на религиозную тему, она сказала: «Знаю, что когда придет мессия, Он все нам объяснит». Она сама не понимала, что говорит. Иисусу, сидящему перед ней, она сказала: «Когда придет Иисус, Он все объяснит». Мне нравится следующая реплика. Иисус спокойно отвечает: «Это я, который говорю с тобой».

Иисус ей говорит: «Это я, который говорю с тобой». Единственный раз за всю жизнь Иисус сам открыл себя человеку, и какому: самарянке с запятнанной репутацией. Но, главное, что она его поняла. Она осознала, что разговаривает с Иисусом, и с той минуты ее жизнь изменилась навсегда. Она бросает ведро у колодца и бежит в селение рассказать людям, что она только что разговаривала с Сыном Божьим.

И последнее, что Иисус хочет, чтобы вы вынесли из этой истории: только Он может исполнить ваши самые сокровенные желания и утолить духовную жажду. Женщина пришла к колодцу набрать воды, а ушла без воды. Почему? Потому что Иисус утолил ее жажду. Непрестанная и мучительная жажда, сопровождавшая ее всю жизнь, приведшая к несчастливым отношениям с мужчинами и запятнанной репутации, утолена. Конечно, если до конца дня она не выпьет стакана воды, у нее будет обезвоживание. Но сейчас это последнее, о чем она думает. Цель и направление ее жизни полностью изменились. Ее настоящая жажда раз и навсегда утолена.

Далее в Евангелии Иоанн пишет самое удивительное высказывание Иисуса. Иисус говорит: «Я есмь путь, и истина, и жизнь». Одни религиозные лидеры призывают: «Идите за мной, и я открою вам истину». Но Иисус говорит: «Я есть истина». Другие лидеры говорят: «Идите за мной, и я приведу вас к жизни вечной». А Иисус говорит: «Я есть путь и есть жизнь». Иисус сказал самарянке: «Вода, которую я дам тебе, сделается в тебе источником воды, текущей в жизнь вечную».

Чего вы жаждете? Вы утомились и жаждете покоя? Вы потерялись и жаждете стать на правильный путь? Вы одиноки и жаждете любви? А, может, вы в чем-то провинились и жаждете прощения? Или вы жаждете чего-то другого? Иисус сказал: «Пей мою воду и не будешь жаждать вовек».